000 06065nab a2200373 c 4500
001 koha000899756
005 20230320002334.0
007 cr |
008 220914|2022 ru s c rus d
024 7 _a10.17223/19996195/59/4
_2doi
035 _akoha000899756
040 _aRU-ToGU
_brus
_cRU-ToGU
100 1 _aКраснянская, Татьяна Максимовна
_9798912
245 1 0 _aПсихолингвистические механизмы вербализации концептов психологической, информационной и информационно-психологической безопасности
_cТ. М. Краснянская, В. Г. Тылец
246 1 1 _aPsycholinguistic mechanisms of verbalization of concepts of psychological, informational and informational-psychological security
336 _aТекст
337 _aэлектронный
504 _aБиблиогр.: 12 назв.
520 3 _aАктуальность темы определяется функционированием в научном и повседневном дискурсе множества терминов, обозначающих разные виды безопасности. Постоянное появление новых терминов, в том числе на основе комбинирования старых терминов затрудняет процессы их вербализации. При этом психолингвистические механизмы этой вербализации остаются малоизученными. Целью предлагаемого исследования явилось выявление психолингвистических механизмов вербализации концептов психологической, информационной и информационно-психологической безопасности. В исследовании приняли участие 150 студентов в возрасте 18–20 лет, обучающихся по программам бакалавриата направлений подготовки Психология, Лингвистика и Информационная безопасность, что обеспечило различия во владении ими ключевыми для исследования категориями. Использовались методы свободного ассоциативного эксперимента и когнитивной интерпретации его результатов. Процедура свободного ассоциативного эксперимента предполагала предъявление респондентам последовательно трех понятий-стимулов, представленных словосочетаниями информационно-психологическая безопасность, информационная безопасность и психологическая безопасность, с последующей письменной фиксацией ими всех возникающих ответных ассоциаций. Для анализа эмпирических материалов привлекались эксперты. Использовался непараметрический метод углового преобразования Фишера. На начальном этапе исследования получено три массива вербальных реакций, соответствующих стимулам информационно-психологическая безопасность, информационная безопасность и психологическая безопасность. Реконструкция структуры рассматриваемых концептов установила отсутствие среди них компонентов значения, относящихся к ядру ассоциативного поля. Они распределились по ближней, дальней и крайней периферии. Установлен высокий уровень схожести содержания и структуры концептов информационно-психологическая безопасность и психологическая безопасность и, одновременно, выявлено радикальное отличие от них концепта информационная безопасность. Отсутствие ядра в структуре концептов повышает неустойчивость их содержания. Концепт информационная безопасность имеет более весомую ближнюю периферию, чем два остальных, и в силу этого представляется более оформленным по сравнению с ними.
653 _aконцепт
653 _aкомпоненты значения
653 _aконвергенция
653 _aвербализация
653 _aпсихологическая безопасность
653 _aинформационная безопасность
653 _aинформационно-психологическая безопасность
655 4 _aстатьи в журналах
_9879358
700 1 _aТылец, Валерий Геннадьевич
_9798914
773 0 _tЯзык и культура
_d2022
_g № 59. С. 54-74
_x1999-6195
_w0210-44960
852 4 _aRU-ToGU
856 4 _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000899756
908 _aстатья
999 _c899756