000 | 06065nab a2200373 c 4500 | ||
---|---|---|---|
001 | koha000899756 | ||
005 | 20230320002334.0 | ||
007 | cr | | ||
008 | 220914|2022 ru s c rus d | ||
024 | 7 |
_a10.17223/19996195/59/4 _2doi |
|
035 | _akoha000899756 | ||
040 |
_aRU-ToGU _brus _cRU-ToGU |
||
100 | 1 |
_aКраснянская, Татьяна Максимовна _9798912 |
|
245 | 1 | 0 |
_aПсихолингвистические механизмы вербализации концептов психологической, информационной и информационно-психологической безопасности _cТ. М. Краснянская, В. Г. Тылец |
246 | 1 | 1 | _aPsycholinguistic mechanisms of verbalization of concepts of psychological, informational and informational-psychological security |
336 | _aТекст | ||
337 | _aэлектронный | ||
504 | _aБиблиогр.: 12 назв. | ||
520 | 3 | _aАктуальность темы определяется функционированием в научном и повседневном дискурсе множества терминов, обозначающих разные виды безопасности. Постоянное появление новых терминов, в том числе на основе комбинирования старых терминов затрудняет процессы их вербализации. При этом психолингвистические механизмы этой вербализации остаются малоизученными. Целью предлагаемого исследования явилось выявление психолингвистических механизмов вербализации концептов психологической, информационной и информационно-психологической безопасности. В исследовании приняли участие 150 студентов в возрасте 18–20 лет, обучающихся по программам бакалавриата направлений подготовки Психология, Лингвистика и Информационная безопасность, что обеспечило различия во владении ими ключевыми для исследования категориями. Использовались методы свободного ассоциативного эксперимента и когнитивной интерпретации его результатов. Процедура свободного ассоциативного эксперимента предполагала предъявление респондентам последовательно трех понятий-стимулов, представленных словосочетаниями информационно-психологическая безопасность, информационная безопасность и психологическая безопасность, с последующей письменной фиксацией ими всех возникающих ответных ассоциаций. Для анализа эмпирических материалов привлекались эксперты. Использовался непараметрический метод углового преобразования Фишера. На начальном этапе исследования получено три массива вербальных реакций, соответствующих стимулам информационно-психологическая безопасность, информационная безопасность и психологическая безопасность. Реконструкция структуры рассматриваемых концептов установила отсутствие среди них компонентов значения, относящихся к ядру ассоциативного поля. Они распределились по ближней, дальней и крайней периферии. Установлен высокий уровень схожести содержания и структуры концептов информационно-психологическая безопасность и психологическая безопасность и, одновременно, выявлено радикальное отличие от них концепта информационная безопасность. Отсутствие ядра в структуре концептов повышает неустойчивость их содержания. Концепт информационная безопасность имеет более весомую ближнюю периферию, чем два остальных, и в силу этого представляется более оформленным по сравнению с ними. | |
653 | _aконцепт | ||
653 | _aкомпоненты значения | ||
653 | _aконвергенция | ||
653 | _aвербализация | ||
653 | _aпсихологическая безопасность | ||
653 | _aинформационная безопасность | ||
653 | _aинформационно-психологическая безопасность | ||
655 | 4 |
_aстатьи в журналах _9879358 |
|
700 | 1 |
_aТылец, Валерий Геннадьевич _9798914 |
|
773 | 0 |
_tЯзык и культура _d2022 _g № 59. С. 54-74 _x1999-6195 _w0210-44960 |
|
852 | 4 | _aRU-ToGU | |
856 | 4 | _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000899756 | |
908 | _aстатья | ||
999 | _c899756 |