000 04928nab a2200421 c 4500
001 vtls000660469
003 RU-ToGU
005 20240115124146.0
007 cr |
008 190710|2019 ru s c rus d
024 7 _a10.25178/nit.2019.1.3
_2doi
035 _ato000660469
040 _aRU-ToGU
_brus
_cRU-ToGU
100 1 _aДутчак, Елена Ерофеевна
_959089
245 1 0 _aСибирские старообрядческие скиты и их паства на рубеже 1920-1930-х гг.
_cЕ. Е. Дутчак
246 1 1 _aSiberian Old Believer Sketes and their Laymen between the 1920s and 1930s
504 _aБиблиогр.: с. 39-41
520 3 _aВ статье на примере истории взаимодействий (коммуникаций) скитских и сельских сообществ таежных районов Обь-Енисейской Сибири (территории Томской области, Красноярского края и Тувы) 1920-1930-х гг. рассматривается вопрос устойчивости положения старообрядческого скита как духовного и управленческого центра округи в условиях агрессивного внешнего давления. Источниками исследования выступили оригинальные и компилятивные сочинения таежных монастырей (как остающиеся во владении скитских общин, так и переданные ими в государственные учреждения), корпус судебно-следственной и делопроизводственной документации, которым отражены результаты проверок властями сибирских таежных монастырей и публикации исследователей староверия Тувы и Обь-Енисейского региона. На примере поповских и беспоповских старообрядческих групп рассмотрены варианты взаимодействия скит - деревня. Источники позволяют типологизировать коммуникативные стратегии таежных монастырей и объяснить, почему для одних скитских общин коллективизация стала временем внутреннего надлома, другие смогли использовать внешние вызовы для формирования адекватных адаптационных практик и остаться для ориентированных на них крестьянских социумов каналом сохранения этноконфессиональной идентичности. Выявлена зависимость между продолжительностью существования старообрядческих скитов и их умением убедительно объяснять крестьянской пастве новую политическую и экономическую реальность. На сокращение численности мирских ктиторов не влияло содержание исповедуемых вероучений и этноконфессиональные характеристики социального окружения. Разрушительным фактором для дуальной системы скит-деревня оказывалось накопление ею признаков текстуального сообщества.
653 _aстарообрядческие скиты
653 _aполиконфессиональность
653 _aбелокриницкие общины
653 _aбезотчетливые общины
653 _aliteracy studies
653 _aОбь-Енисейский регион
653 _aСибирь
653 _aТомская область
653 _aКрасноярский край
653 _aТува
653 _aколлективизация
653 _aстранники
653 _aстароверы-часовенные
655 4 _aстатьи в журналах
_9879358
773 0 _tНовые исследования Тувы
_d2019
_g№ 1. С. 29-43
_x2079-8482
852 4 _aRU-ToGU
856 4 _uhttp://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000660469
908 _aстатья
999 _c37169