TY - SER AU - Прохоров,Александр Октябринович AU - Чернов,Альберт Валентинович AU - Карташева,Мадина Ильгизовна TI - Влияние ментальных структур на эффективность саморегуляции психических состояний в учебной деятельности студентов KW - психическое состояние KW - саморегуляция KW - рефлексия KW - учебная деятельность KW - смысловая регуляция KW - статьи в журналах N1 - Библиогр.: с. 79-80 N2 - В статье раскрываются ментальные основания регуляции психических состояний студентов в ходе учебной деятельности. При анализе теоретических подходов к регуляции психической деятельности основной акцент делается на системно-функциональной парадигме саморегуляции психических состояний как класса психических явлений. В рамках данного подхода реализуется иерархическая система регуляции психических состояний, ведущим уровнем которой являются ментальные структуры. Цель исследования – установить роль ментальных структур (смысловых, рефлексии, системы Я) в процессе регуляции психических состояний в повседневных (лекции и семинары) и напряженных ситуациях деятельности (экзамены). На первом этапе исследования были выявлены особенности ментальных структур респондентов: характеристики компонентов системы Я, выраженность и направленность рефлексии, а также уровень смысло-жизненных ориентаций и ее составляющих. На втором этапе студентам было предложено описать собственные психические состояния и оценить эффективность их саморегуляции на лекциях, семинарах и экзаменах. В результате исследования было установлено, что влияние отдельных ментальных структур и их сочетаний на эффективность саморегуляции психических состояний студентов дифференцируется в зависимости от форм и напряженности учебной деятельности. Показано, что наибольшая эффективность саморегуляции психических состояний в повседневных формах обучения достигается в случае взаимодействия высокого уровня осмысленности жизни, рефлексии прошлого опыта и самоценности студентов. В свою очередь, в напряженной ситуации экзамена наиболее эффективной регуляции состояний способствует сочетание высокого уровня рефлексии состояний и смысложизненных ориентаций при низкой внутренней конфликтности студентов UR - http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000927644 ER -