TY - SER AU - Реан,Артур Александрович AU - Егорова,Анна Викторовна AU - Коновалов,Иван Александрович AU - Кузьмин,Роман Геннадьевич TI - Подростковая агрессия в отношении учителя: опыт столкновения и связь с личностными факторами KW - подростковая агрессия KW - социальная перцепция KW - учителя KW - статьи в журналах N1 - Библиогр.: с. 138-139 N2 - Статья посвящена теоретическому и эмпирическому исследованию проблемы агрессии в отношении учителя. Поставлены следующие исследовательские вопросы: Какова частота столкновений российских педагогов с проявлениями агрессивного поведения в свой адрес? Связана ли частота столкновений педагогов с проявлениями агрессии в свой адрес с их личностными особенностями, в частности с собственной агрессивностью? Метод. Исследование было реализовано в форме анонимного онлайн-опроса, в котором приняли участие педагоги из девяти регионов России из пяти федеральных округов. Выборку респондентов составили 5 086 педагогов. Подавляющее число респондентов женского пола (94%). Для оценки показателей агрессивности педагогов была использована методика Басса–Перри в адаптации С.Н. Ениколопова и Н.П. Цибульского. Для оценки специфики представлений педагогов о проблемном поведении учащихся была разработана авторская анкета Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ. Для статистической обработки данных были использованы метод главных компонент, критерии Краскалла–Уоллиса и Тьюки. Результаты исследования. Среди самых часто встречаемых форм агрессивного поведения в отношении учителя выделяются систематическое нарушение дисциплины, игнорирование и отказ выполнять требования учителя. Выявлена тенденция к повышению вероятности восприятия различных проявлений агрессии в свой адрес при возрастании уровня различных компонентов агрессивности самого педагога (склонность к физической агрессии, гневу и враждебности). Полученные данные рассматриваются в контексте различных социально-психологи-ческих феноменов: проецирования, презумпции враждебности, эффекта Розенталя. Выводы. Обнаружена связь показателей агрессивности педагогов и их субъективной оценки частоты столкновения с подростковой агрессией. Установлены связи склонности педагогов к физической агрессии, гневу и враждебности с такими проявлениями агрессии в отношении учителя, как негативное отношение, игнорирование, прямая и косвенная агрессия UR - http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000901936 ER -