TY - BOOK AU - Василий Великий TI - Книга о постничестве PY - 0000///31594/// CY - Острог PB - типография Острожская KW - Книжные памятники Томской области KW - Издания кирилловского шрифта KW - религия KW - христианство KW - русское православие KW - посты N1 - Сигн.: [1]4, [2]4, [1]4-[40]4, [1]4-[73]4, [1]4-[36]4. Пагинация лицевая, славянская, в левом нижнем углу. Колонтитулы: на лл. [2], [5 об.], 2 об. (2-й паг.), заключены в наборные украшения; Набор: строк 19, шрифт 126 мм, зеркало набора 233 х 125 мм. Использован шрифт изданий Ивана Федорова; Печать двумя красками в два прогона. Киноварью вязь, заголовки, инициалы. Язык церковнославянский, шрифт кирилловский; Орнамент: инициалы, заставки, концовки, вязь, наборные украшения. В оформлении издания использованы подлинные доски Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Иллюстрации 2 с 2 досок: Василий Великий и герб князя Острожского. Воспроизведение иллюстраций и внешнего вида набора: Гусева 2. Рис. 129.1-129.16; Библиография: Гусева 2. С. 906-908. № 129 (учтено 103 экз., один фрагмент); Немировский, Емельянова. С. 193-196. № 121 (описано 11 экз.); Размер блока: 298х187 мм; размер переплета 330х200 мм. Листов: [1]1, [2]2+1, [1]4+1, [2]4-[40]4, [1]4-[73]4, [1]4-[36]4 = [2], [5], [7], [6], 2, 1, [4], 3-160, 1-292, 1-143 = 600 лл; Утрачены лл. [1], [3], [8] (т.е., лист с гравюрой, изображающей Василия Великого). Перепутаны при переплете листы первой пагинации (ненумерованные) и начала второй пагинации. Также перепутаны при переплете лл. 173-176 (тр. паг.). Края листов ветхие, местами с утратами незначительных фрагментов текста. Листы сильно загрязнены, с заломами и разрывами, каплями воска, местами миграция типографской краски на противоположную сторону листа; по нижнему обрезу плесень почти по всему блоку, многочисленные затеки; Текст частично восстановлен от руки на лл. [2]об., 116 об., 140-140 об. (тр. паг.) Местами для проклейки краев использованы фрагменты писем на тетрадной бумаге в клетку (л. 102 об., вт. паг., лл. 46 об., 47 об., 127 об., 191 об., 216 об., 286 об., 287 об., 288 об. тр. паг., 63 об. чет. паг.), скоропись XIX в. Часть листов проклеена голубой бумагой, на которой видны фрагменты записи чернилами, поздним полууставом (лл. 106 об., 108 об. тр. паг.); Книга реставрировалась во второй половине XIX в.: ряд листов подклеены по краям и в углах бумагой машинной выделки. Бумага проклейки: оттиск штемпеля "Косинской фабрики Рязанцевых № 6" (л. 18 об. тр. паг.) Клепиков I, № 175. 1887 г; Переплет: доски со скосами, в коже, кустарное слепое тиснение (три линейных бордюра по периметру верхней и нижней крышки). Две застежки, на четырех шнурах. Форзац – бумага с филигранью "Герб Амстердама / AJ (курсив)". 1719 (Клепиков С.А. Бумага с филигранью "Герб города Амстердама" // Записки отдела рукописей ГБЛ. Вып. 20 . М., 1958. С . 315-352, № 107), 1698 (Есипова. Филиграни… № 6). Т.е., форзацы (и, возможно, переплет) выполнены в конце XVII – начале XVIII в. Утрачены фрагменты кожи в верхней и нижней части корешка, кожа на нижней крышке ссохлась, отходит от доски. Множественные загрязнения, мелкие повреждения механического характера; Записи и ярлыки: полистная запись чернилами, украинской скорописью XVII в., на лл. 1-5 (вт. паг.): "Сию книгу святого великого Василия его… / Богдан Стецъкевич и мал …ево… / …лена Соломарецъкая на монастырь / Кутеинский лета от воплощения Христова / 1626 месяца октября 25 день …дали…". Также чернилами, полууставом на лл. 1- (вт. паг.): "Сия книга / глаголемая Василий / монастыря Борколабокска / панинскаго, церкви / Вознесения Господня". На лл. 44-53 (вт. паг.) чернилами, скорописью XVII в.: "190-го года генваря в 9 день / (заклеено) / сию книгу / Лев / Михайлав сын / Щукин / города Арзамаса / соборнаму попу / Офонасю / Василеву" (Дата - 1682 г.). На л. 143 об. (посл. паг.) чернилами, небрежной скорописью XVIII в. запись о книге: "Сия книга Василей Великий, в ней лежит ко спасению иноком и всем християном, во спасение чтущим, довлеет она, иже вся весть, в ней лежащая тим". Имелись клееные закладки из ткани или бумаги, сейчас утрачены, на полях остались пятна от воска (замазки?); Источник поступления: дар старообрядческой церкви поморского согласия, г. Усть-Каменогорск (Казахстан). Передана 1 октября 2021 г. Нестеренко Василием Петровичем; Примечания. Богдан Стеткевич и его супруга, Елена Соломерецкая, являются основателями Кутеинского монастыря (рядом с современным г. Орша, Беларусь). Также Стецкевич считается основателем Барколабовского монастыря (действующий Свято-Вознесенский женский монастырь, с. Барколабово Быховского района Могилевской области), а хранящаяся там икона Богоматери считается чудотворной ER -