TY - SER AU - Кряклина,Тамара Федоровна AU - Реттих,Светлана Викторовна TI - Теория и практика трансфера знаний "Университета 3.0" KW - "Университет 3.0", модель университета KW - трансфер научных знаний KW - повышение конкурентоспособности университетов KW - инновационные университеты KW - передача технологий KW - трансформация знаний KW - российские университеты KW - зарубежные университеты KW - статьи в журналах N1 - Библиогр.: 17 назв N2 - Исследование посвящено практике форсайта современных университетов, которые все острее ощущают необходимость коммерциализации научных исследований и увеличения своего вклада в развитие региона. Мировая экономика сегодня переживает трансформацию системы, которая в корне меняет структуру ее роста и развития, а также отношение к оценке и использованию основных ресурсов. Основной движущей силой роста производства в настоящее время является способность к воспроизводству и управлению интеллектуальной собственностью, а ключевым элементом этой новой реальности становятся университеты. Именно они являются платформами воспроизводства экономики знаний. Это новая концепция развития университетов, она сильно отличается от традиционных представлений об университетских функциях. В оригинальной версии университеты были ориентированы на образование и поиск талантов. Затем в версии «Университет 2.0» его функции были расширены путем формирования компетенций и использования опыта, востребованных экономикой. Однако университетам сейчас недостаточно быть только научными и образовательными учреждениями. Концепция «Университета 3.0» предполагает переход образовательной организации к новой версии: модели технологии упреждающего генерирования идей, концентрации талантов, рынков и B2B. Фактически университеты начинают выступать в качестве экономических агентов крупных компаний, которые способны контролировать результаты интеллектуальной деятельности и хорошо осведомлены о принципах работы новых рынков. Но если мировые университеты объединяют потоки человеческого и финансового капитала, то они берут на себя и роль системных интеграторов основных процессов технологических инноваций в рамках экосистемы предпринимательства. В России этот процесс находится на ранней стадии. Мировые университетские центры все больше ориентируются на подготовку нового класса игроков для современных научно-технологических платформ. Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области общей теории образования, университетологии, синергетики, инновационного менеджмента, а также работы, касающиеся вопросов повышения конкурентоспособности университетов. В качестве методологической базы исследования выступают методы экономического и системного анализа, стратегического прогнозирования, компаративистики и обобщений. Использование указанных методов позволило выявить приоритетные направления повышения конкурентоспособности университетов и увеличения их ценности на основе трансфера знаний. Научная новизна исследования состоит в том, что: определено место трансфера в инновационном университете; охарактеризовано понятие персонифицированных кумулятивных знаний как специфических инноваций, формирующихся в сознании людей посредством полученного практического опыта, предложены инструменты их форсайта. Установлено, что недостаточно просто дать знания студентам в отрыве от реально существующего производства. Есть разница между когнитивными моделями исследователей университета и headmaster, что создает трудности для их коммуникации. Российским университетам приходится преодолевать сложности в трансформации знаний и передаче технологий, чтобы выйти на новый уровень - экспорт knowledge в зарубежные страны. По данным Центра стратегических разработок, трендом является развитие soft infrastructure и сервисов, а не капитальных вложений. При этом knowledge based capital инвестиции включают три типа: компьютеризированную информацию (программное обеспечение и базы данных); инновационную собственность (патенты, авторское право, дизайн, товарные знаки); экономические компетенции (в том числе бренд, специализированный человеческий капитал, сети людей, институтов и организационные ноу-хау). Все они сосредоточены в инновационных университетах, анализируемых в статье UR - http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000708425 ER -