TY - SER AU - Горчакова,Олеся Юрьевна AU - Филенко,Игорь Александрович AU - Ларионова,Анастасия Вячеславовна TI - Образ будущего студенческой молодежи в условиях новых вызовов: реализация базисных ценностей, оптимизм и удовлетворенность жизнью KW - образ будущего KW - будущее России KW - ориентация на будущее KW - концепция будущего KW - молодежь KW - базисные ценности KW - диспозиционный оптимизм KW - удовлетворенность жизнью KW - futures-грамотность KW - статьи в журналах N1 - Библиогр.: с. 168-173 N2 - Цель исследования – определение связи образа личного будущего в контексте будущего своей страны с субъективным благополучием, ценностными ориентациями, жизненными ожиданиями студенческой молодежи. Выборку исследования составили 535 студентов высших учебных заведений г. Томска, возраст 20,1 ± 3,6 года. Методы исследова-ния: семантический дифференциал для оценки характеристик образа Будущего России; тест диспозиционного оптимизма М. Шейера, Ч. Карвера и М. Бриджеса (адаптация Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина); опросник «Субъективная оценка реализуе-мости базовых ценностей» С.А. Богомаза; шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (адаптация Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева); авторская анкета, направленная на определение образов Гражданина Будущего, России Будущего, Мира Будущего. В результате эксплораторного факторного анализа шкал семантического дифференциала, характеризующего образ Будущего России, выявлено два фактора: Саморазвитие России (36,9% дисперсии) и Безопасность России (36,8% дисперсии). Для обоих факторов обнаружены наибольшие значимые позитивные корреляции (p < 0,001) с метаценностями экзистенциальной и публичной самореализации, а также с показателем удовлетворенности жизнью (p < 0,001). Применение кластерного анализа позволило выделить в общей группе респондентов четыре кластера, представители которых различались средними значениями исследуемых переменных на статистически значимом уровне. Для большинства респондентов – 66,7% от численности всей группы – характерна выраженная позитивная модальность восприятия Будущего России, а также относительно высокие показатели измеряемых психологических переменных. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: большинство молодых людей формирует позитивные образы Будущего России, являющиеся важными жизненными ориентирами, определяющими их успешное саморазвитие; в качестве ведущих психологических факторов, связанных с формированием позитивного образа будущего молодежи, могут выступать характеристики реализуемости базисных ценностей и удовлетворенности жизнью; необходимо разрабатывать психолого-педагогические технологии, направленные на формирование позитивных жизненных установок и развитие futures-грамотности целевых групп молодежи, демонстрирующих негативные или амбивалентные оценки образа будущего UR - http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001133916 ER -