Scientific Library of Tomsk State University

   E-catalog        

Normal view MARC view

Взаимосвязь ригидности-флексибильности и исследовательского потенциала студентов А. Н. Певнева

By: Певнева, Анжела НиколаевнаMaterial type: ArticleArticleContent type: Текст Media type: электронный Other title: The relationship between rigidity to flexibility and students' research potential [Parallel title]Subject(s): ригидность | когнитивная флексибильность | исследовательский потенциал | студенты | мотивацияGenre/Form: статьи в журналах Online resources: Click here to access online In: Сибирский психологический журнал № 87. С. 86-103Abstract: Актуальность исследования определяется требованиями, отраженными в государственном образовательном стандарте, которые направлены на формирование у студентов I сту-пени получения высшего образования компетенций, необходимых для организации и проведения научно-исследовательской работы. Ее содержание и организация на разных курсах обучения включают многообразные требования и задачи определенной направ-ленности. Как следствие, от студентов требуются гибкое реагирование на изменение условий при решении научно-исследовательских задач и реализация их исследователь-ского потенциала (когнитивного, мотивационного и поведенческого ресурсов), что обусловит эффективное выполнение исследовательской работы. Цель исследования – выявление взаимосвязи между переменными ригидности–флексибильности и исследо-вательским потенциалом студентов. Объем выборки составил 226 студентов педагогического профиля: 73 студента 1-го курса, 52 студента 2-го курса, 54 студента 3-го курса, 47 студентов 4-го курса. В процессе кросс-секционного метода, в частности при применении поперечно-последовательной стратегии, использовались «Томский опрос-ник ригидности» (Г.В. Залевский), «Опросник когнитивной флексибильности» (в адап-тации С.С. Кургиняна, Е.Ю. Осаволюк), «Методика оценки исследовательского потен-циала студента» (Н.В. Бордовская и др.). Выявлено, что флексибильность положительно связана с исследовательским потенциалом, показатели которого отрицательно коррели-руют с актуальной и сензитивной ригидностью. Однако когнитивный компонент имеет положительную связь с симптомокомплексом ригидности, сензитивной, преморбидной ригидностью и ригидностью как состоянием, что, скорее, свидетельствует о персевера-тивном характере ригидности. На втором курсе происходит снижение корреляций, устойчивости связей ригидности–флексибильности и исследовательского потенциала студентов, появляется равное соотношение интеграционных и дезинтеграционных ин-дексов. Базовым элементом взаимосвязи по-прежнему является общий уровень иссле-довательского потенциала. С потерей устойчивости вследствие снижения индексов дивергентности и когерентности связи переменных когнитивной флексибильности с исследовательским потенциалом студентов на третьем году обучения происходит смена базового элемента на интегральный показатель когнитивной флексибильности. На четвертом году обучения взаимосвязь ригидности–флексибильности и исследова-тельского потенциала студентов приобретает относительную устойчивость за счет уве-личения индекса когерентности и значительного снижения индекса дивергентности. Структурообразующие показатели интегрируются вокруг общего уровня исследова-тельского потенциала. При этом когнитивный компонент приобретает характер автономности. В целом взаимосвязь ригидности–флексибильности и исследовательского потенциала характеризуется определенным типом изменений на каждом году обучения студентов.
Tags from this library: No tags from this library for this title. Log in to add tags.
No physical items for this record

Библиогр.: с. 100-101

Актуальность исследования определяется требованиями, отраженными в государственном образовательном стандарте, которые направлены на формирование у студентов I сту-пени получения высшего образования компетенций, необходимых для организации и проведения научно-исследовательской работы. Ее содержание и организация на разных курсах обучения включают многообразные требования и задачи определенной направ-ленности. Как следствие, от студентов требуются гибкое реагирование на изменение условий при решении научно-исследовательских задач и реализация их исследователь-ского потенциала (когнитивного, мотивационного и поведенческого ресурсов), что обусловит эффективное выполнение исследовательской работы. Цель исследования – выявление взаимосвязи между переменными ригидности–флексибильности и исследо-вательским потенциалом студентов. Объем выборки составил 226 студентов педагогического профиля: 73 студента 1-го курса, 52 студента 2-го курса, 54 студента 3-го курса, 47 студентов 4-го курса. В процессе кросс-секционного метода, в частности при применении поперечно-последовательной стратегии, использовались «Томский опрос-ник ригидности» (Г.В. Залевский), «Опросник когнитивной флексибильности» (в адап-тации С.С. Кургиняна, Е.Ю. Осаволюк), «Методика оценки исследовательского потен-циала студента» (Н.В. Бордовская и др.). Выявлено, что флексибильность положительно связана с исследовательским потенциалом, показатели которого отрицательно коррели-руют с актуальной и сензитивной ригидностью. Однако когнитивный компонент имеет положительную связь с симптомокомплексом ригидности, сензитивной, преморбидной ригидностью и ригидностью как состоянием, что, скорее, свидетельствует о персевера-тивном характере ригидности. На втором курсе происходит снижение корреляций, устойчивости связей ригидности–флексибильности и исследовательского потенциала студентов, появляется равное соотношение интеграционных и дезинтеграционных ин-дексов. Базовым элементом взаимосвязи по-прежнему является общий уровень иссле-довательского потенциала. С потерей устойчивости вследствие снижения индексов дивергентности и когерентности связи переменных когнитивной флексибильности с исследовательским потенциалом студентов на третьем году обучения происходит смена базового элемента на интегральный показатель когнитивной флексибильности. На четвертом году обучения взаимосвязь ригидности–флексибильности и исследова-тельского потенциала студентов приобретает относительную устойчивость за счет уве-личения индекса когерентности и значительного снижения индекса дивергентности. Структурообразующие показатели интегрируются вокруг общего уровня исследова-тельского потенциала. При этом когнитивный компонент приобретает характер автономности. В целом взаимосвязь ригидности–флексибильности и исследовательского потенциала характеризуется определенным типом изменений на каждом году обучения студентов.

There are no comments on this title.

to post a comment.
Share