Scientific Library of Tomsk State University

   E-catalog        

Normal view MARC view

Эволюция графической модели праздничных выпусков газет Советской Украины (1953–1984 гг.) Е. А. Федосов

By: Федосов, Егор АндреевичMaterial type: ArticleArticleContent type: Текст Media type: электронный Other title: The evolution of graphics in newspaper holiday issues in the Soviet Ukraine (1953–1984) [Parallel title]Subject(s): пропаганда | газеты | графика | карикатура | шарж | общегражданские праздники | советская УкраинаGenre/Form: статьи в журналах Online resources: Click here to access online In: Русин Т. 69. С. 269-281Abstract: Объектом исследования выступают выпуски периодических изданий УССР «Правда Украины» (Киев) и «Рабочая газета» (Киев), приуроченные к наиболее массово отмечаемым общегражданским праздникам советского времени: Новому году, Первомаю и Великому Октябрю. Всего рассматривается графическая модель около 180 номеров, охватывающих период 1953–1984 гг. Раскрываются подходы к заполнению газет различными визуальными элементами, к числу которых следует отнести рисунки на передовицах, карикатуры, шаржи и иные декоративные вставки. Характер образно-символического ряда, анализируемого на продолжительном хронологическом отрезке, наглядно показывает эволюцию ключевых политических категорий, их актуальность, разнообразие и внутреннюю взаимосвязь с учетом региональной специфики, продиктованной местом издания газет. Схема визуализации каждого из праздников закономерно различалась по своим акцентам. Так, первомайские и особенно ноябрьские торжества практически неизменно сопровождались образом В.И. Ленина, тогда как политический символизм новогодних празднеств чаще всего заключался в изображении кремлевских башен. В разные годы фоном, формировавшим сюжет праздничных рисунков, могли выступать индустрия или космос, интернациональная колонна трудящихся или семья. При этом повторяемость тех или иных композиционных и смысловых элементов представляется не только показателем их значимости, но и, по прошествии времени, признаком недостатка новых идей. Параллельно политическая сатира, представленная внешнеполитическими карикатурами, в праздничных номерах постепенно уступала место юмористическим шаржам на внутренние бытовые темы. Национальная специфика изобразительных материалов прослеживалась нечасто, только в отдельных типах визуальных образов, а также в сопутствующих текстах на украинском языке.
Tags from this library: No tags from this library for this title. Log in to add tags.
No physical items for this record

Библиогр.: 13 назв.

Объектом исследования выступают выпуски периодических изданий УССР «Правда Украины» (Киев) и «Рабочая газета» (Киев), приуроченные к наиболее массово отмечаемым общегражданским праздникам советского времени: Новому году, Первомаю и Великому Октябрю. Всего рассматривается графическая модель около 180 номеров, охватывающих период 1953–1984 гг. Раскрываются подходы к заполнению газет различными визуальными элементами, к числу которых следует отнести рисунки на передовицах, карикатуры, шаржи и иные декоративные вставки. Характер образно-символического ряда, анализируемого на продолжительном хронологическом отрезке, наглядно показывает эволюцию ключевых политических категорий, их актуальность, разнообразие и внутреннюю взаимосвязь с учетом региональной специфики, продиктованной местом издания газет. Схема визуализации каждого из праздников закономерно различалась по своим акцентам. Так, первомайские и особенно ноябрьские торжества практически неизменно сопровождались образом В.И. Ленина, тогда как политический символизм новогодних празднеств чаще всего заключался в изображении кремлевских башен. В разные годы фоном, формировавшим сюжет праздничных рисунков, могли выступать индустрия или космос, интернациональная колонна трудящихся или семья. При этом повторяемость тех или иных композиционных и смысловых элементов представляется не только показателем их значимости, но и, по прошествии времени, признаком недостатка новых идей. Параллельно политическая сатира, представленная внешнеполитическими карикатурами, в праздничных номерах постепенно уступала место юмористическим шаржам на внутренние бытовые темы. Национальная специфика изобразительных материалов прослеживалась нечасто, только в отдельных типах визуальных образов, а также в сопутствующих текстах на украинском языке.

There are no comments on this title.

to post a comment.
Share