Scientific Library of Tomsk State University

   E-catalog        

Normal view MARC view

И. С. Тургенев — читатель драмы Э. Бульвера-Литтона "Деньги" (по материалам библиотеки писателя) И. О. Волков

By: Волков, Иван ОлеговичMaterial type: ArticleArticleContent type: Текст Media type: электронный Other title: Ivan Turgenev as the reader of drama “Money” by Edward Bulwer-Lytton (On the materials of Turgenev’s home library) [Parallel title]Subject(s): Тургенев, Иван Сергеевич 1818-1883 | Булвер-Литтон, Эдуард Джордж 1803-1873 Деньги | английская драматургия | пометыGenre/Form: статьи в журналах Online resources: Click here to access online In: Театр. Живопись. Кино. Музыка № 1. С. 67-86Abstract: Статья посвящена проблеме восприятия И. С. Тургеневым английской литературы. В центре внимания находится драматическое творчество Э. Бульвера-Литтона, ставшее объектом особого внимания русского писателя в первой половине 1840‑х годов. Материал исследования составила личная библиотека И. С. Тургенева. Подвергаются анализу многочисленные пометы (чернильные отточия, ногтевые отчеркивания) русского писателя на отдельном издании пьесы «Деньги» (1841), дающие возможность реконструировать картину тургеневской рецепции. Э. Бульвер-Литтон явился настоящим реформатором английского театра, который стремился к тому, чтобы преимущество мелодрамы на сцене усложнить этико-социальной проблематикой. И. С. Тургенев самую актуальную и ориентированную на современность драму Э. Бульвера-Литтона «Деньги» воспринял как своеобразное «пособие» и важный источник теоретического и практического изучения драматического искусства. Эта пьеса представила русскому писателю пример картины из жизни английского общества, в котором разворачивается конфликт на основе социальных и нравственных противоречий. В сферу явного интереса И. С. Тургенева вошли первые два действия пьесы, пометы на которых позволяют говорить о том, что он двигался по пути усвоения главного образа-символа. Писатель обращается к моментам последовательной реализации мотива денег в жизни как отдельных людей, так и целого общества. Его интересует фигура сэра Джона как колоритного представителя английской аристократии со своей «философией жизни». В ходе внимательного чтения И. С. Тургенев выделяет и изображение того, как денежная состоятельность заменяет личные достоинства — на примере борющихся за место в парламенте Статута и Глоссмора. Особенную важность для писателя имела разворачивающаяся в среде искаженных ценностей судьба двух молодых людей — Клары и Ивлина. В образе девушки И. С. Тургенева занимают проявления лирического, а в образе юноши — иронического, связывающего его с шекспировским Гамлетом. Отдельный интерес у писателя вызвала фигура Грейвса, ставшего главным проводником комического в пьесе.
Tags from this library: No tags from this library for this title. Log in to add tags.
No physical items for this record

Библиогр.: 15 назв.

Статья посвящена проблеме восприятия И. С. Тургеневым английской литературы. В центре внимания находится драматическое творчество Э. Бульвера-Литтона, ставшее объектом особого внимания русского писателя в первой половине 1840‑х годов. Материал исследования составила личная библиотека И. С. Тургенева. Подвергаются анализу многочисленные пометы (чернильные отточия, ногтевые отчеркивания) русского писателя на отдельном издании пьесы «Деньги» (1841), дающие возможность реконструировать картину тургеневской рецепции. Э. Бульвер-Литтон явился настоящим реформатором английского театра, который стремился к тому, чтобы преимущество мелодрамы на сцене усложнить этико-социальной проблематикой. И. С. Тургенев самую актуальную и ориентированную на современность драму Э. Бульвера-Литтона «Деньги» воспринял как своеобразное «пособие» и важный источник теоретического и практического изучения драматического искусства. Эта пьеса представила русскому писателю пример картины из жизни английского общества, в котором разворачивается конфликт на основе социальных и нравственных противоречий. В сферу явного интереса И. С. Тургенева вошли первые два действия пьесы, пометы на которых позволяют говорить о том, что он двигался по пути усвоения главного образа-символа. Писатель обращается к моментам последовательной реализации мотива денег в жизни как отдельных людей, так и целого общества. Его интересует фигура сэра Джона как колоритного представителя английской аристократии со своей «философией жизни». В ходе внимательного чтения И. С. Тургенев выделяет и изображение того, как денежная состоятельность заменяет личные достоинства — на примере борющихся за место в парламенте Статута и Глоссмора. Особенную важность для писателя имела разворачивающаяся в среде искаженных ценностей судьба двух молодых людей — Клары и Ивлина. В образе девушки И. С. Тургенева занимают проявления лирического, а в образе юноши — иронического, связывающего его с шекспировским Гамлетом. Отдельный интерес у писателя вызвала фигура Грейвса, ставшего главным проводником комического в пьесе.

There are no comments on this title.

to post a comment.
Share