Scientific Library of Tomsk State University

   E-catalog        

Normal view MARC view

Г. Н. Потанин и В. И. Вернадский: опыт научного взаимодействия Э. И. Черняк, И. А. Голев

By: Черняк, Эдуард Исаакович, 1941-Contributor(s): Голев, Иван АлександровичMaterial type: ArticleArticleContent type: Текст Media type: электронный Other title: G. N. Potanin and V. I. Vernadsky: experience of scientific interaction [Parallel title]Subject(s): Потанин, Григорий Николаевич 1835-1920 | Вернадский, Владимир Иванович 1863-1945 | Иностранцев, Александр Александрович 1843-1919 | Докучаев, Василий Васильевич 1846-1903 | геологические музеи | университетские музеи | научные экспедиции | музейное делоGenre/Form: статьи в журналах Online resources: Click here to access online In: Жизнь Земли Т. 45, № 1. С. 112-117Abstract: Впервые в исследовательской литературе в статье освещается сотрудничество выдающихся российских исследователей Г.Н. Потанина (1835–1920) и В.И. Вернадского (1863–1945). Основу взаимодействия двух учёных определило то, что они были студентами естественного отделения физико-математического факультета Императорского Петербургского университета, и полученные в университете знания и интерес к научному исследованию пронесли через всю жизнь. С опорой на аутентичные источники авторы статьи выявили роль А.А. Иностранцева (1843–1919) как организатора геологического кабинета (музея) в университете, в котором Г.Н. Потанин приобрёл необходимые знания для научных экспедиций в Центральную Азию. Под влиянием Иностранцева Потанин осознал значение музейных сборов в геологии, поддерживал его ученика В.В. Докучаева (1846–1903) в проведении почвоведческих изысканий в России. В статье особо подчёркивается участие студента Владимира Вернадского в экспедициях Докучаева и в подготовке почвенной экспозиции на Всемирной выставке в Париже в 1889 г. Следуя по стопам своих учителей и наставников, В.И. Вернадский приобщился к музейному делу, он состоял хранителем Минералогического музея в Alma Mater, а несколько лет спустя – в Императорском Московском университете. Непосредственное общение В.И. Вернадского и Г.Н. Потанина пришлось на 1890-е – 1900-е гг., когда они участвовали в обсуждении вопросов идейно-политического переустройства России, обдумывали проблемы областного самоуправления в стране. В качестве краткого вывода данной публикации постулируется: свободная мысль и научное творчество, породнившие Вернадского и Потанина, не утратили своей актуальности и в наши дни
Tags from this library: No tags from this library for this title. Log in to add tags.
No physical items for this record

Библиогр.: 15 назв.

Впервые в исследовательской литературе в статье освещается сотрудничество выдающихся российских исследователей Г.Н. Потанина (1835–1920) и В.И. Вернадского (1863–1945). Основу взаимодействия двух учёных определило то, что они были студентами естественного отделения физико-математического факультета Императорского Петербургского университета, и полученные в университете знания и интерес к научному исследованию пронесли через всю жизнь. С опорой на аутентичные источники авторы статьи выявили роль А.А. Иностранцева (1843–1919) как организатора геологического кабинета (музея) в университете, в котором Г.Н. Потанин приобрёл необходимые знания для научных экспедиций в Центральную Азию. Под влиянием Иностранцева Потанин осознал значение музейных сборов в геологии, поддерживал его ученика В.В. Докучаева (1846–1903) в проведении почвоведческих изысканий в России. В статье особо подчёркивается участие студента Владимира Вернадского в экспедициях Докучаева и в подготовке почвенной экспозиции на Всемирной выставке в Париже в 1889 г. Следуя по стопам своих учителей и наставников, В.И. Вернадский приобщился к музейному делу, он состоял хранителем Минералогического музея в Alma Mater, а несколько лет спустя – в Императорском Московском университете. Непосредственное общение В.И. Вернадского и Г.Н. Потанина пришлось на 1890-е – 1900-е гг., когда они участвовали в обсуждении вопросов идейно-политического переустройства России, обдумывали проблемы областного самоуправления в стране. В качестве краткого вывода данной публикации постулируется: свободная мысль и научное творчество, породнившие Вернадского и Потанина, не утратили своей актуальности и в наши дни

There are no comments on this title.

to post a comment.
Share