Scientific Library of Tomsk State University

   E-catalog        

Normal view MARC view

Японский дзэн и русская тоска: в поисках неброской красоты упрощения формы М. С. Третьякова, Н. С. Аганина

By: Третьякова, Мария СергеевнаContributor(s): Аганина, Надежда СергеевнаMaterial type: ArticleArticleContent type: Текст Media type: электронный Other title: Japanese zen and Russian toska: in pursuit of discreet beauty of simplified forms [Parallel title]Subject(s): тоска | саби-ваби | японская эстетика | русская эстетика | син-гё-соGenre/Form: статьи в журналах Online resources: Click here to access online In: Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение № 51. С. 115-130Abstract: Исследование посвящено поиску красоты, связанной с идеей упрощения формы и русской тоской. Хотя в тоске изначально нет связи с красотой, авторы рассматривают тоску как эстетическую категорию, заимствуя идею эстетизации повседневности из дзэн-буддизма. Сначала авторы обращаются к эстетике упрощения формы в Японии и рассматривают принцип «син-гё-со», а также связь упрощенной формы с искривлением и причудливостью. Затем исследуется российская эстетика упрощения формы, которая связывается с тоской. Опираясь на рассуждения Н.А. Бердяева, авторы связывают тоску с надеждой, полагая, что хотя выразителем тоски в нашей традиции является физическая пустота (белый фон), надежду тоски выражает орнамент, как имеющий «лик». Поскольку «истощенная» форма является для нас напоминанием о полной форме, в ней всегда есть тоска. При этом у нас упрощенная форма обычно лишена причудливости, и ценность ей придает именно «лик» орнамента.
Tags from this library: No tags from this library for this title. Log in to add tags.
No physical items for this record

Библиогр.: 15 назв.

Исследование посвящено поиску красоты, связанной с идеей упрощения формы и русской тоской. Хотя в тоске изначально нет связи с красотой, авторы рассматривают тоску как эстетическую категорию, заимствуя идею эстетизации повседневности из дзэн-буддизма. Сначала авторы обращаются к эстетике упрощения формы в Японии и рассматривают принцип «син-гё-со», а также связь упрощенной формы с искривлением и причудливостью. Затем исследуется российская эстетика упрощения формы, которая связывается с тоской. Опираясь на рассуждения Н.А. Бердяева, авторы связывают тоску с надеждой, полагая, что хотя выразителем тоски в нашей традиции является физическая пустота (белый фон), надежду тоски выражает орнамент, как имеющий «лик». Поскольку «истощенная» форма является для нас напоминанием о полной форме, в ней всегда есть тоска. При этом у нас упрощенная форма обычно лишена причудливости, и ценность ей придает именно «лик» орнамента.

There are no comments on this title.

to post a comment.
Share