Scientific Library of Tomsk State University

   E-catalog        

Normal view MARC view

Лингвосоционическое моделирование типа языковой личности (на примере романа Джейн Остин "Гордость и предубеждение") О. В. Байкова, Н. А. Голубева, А. В. Казаков

By: Байкова, Ольга ВладимировнаContributor(s): Голубева, Надежда Александровна | Казаков, Андрей ВикторовичMaterial type: ArticleArticleContent type: Текст Media type: электронный Other title: Linguosocionic modeling of a language personality type (on the example of Jane Austen's novel "Pride and prejudice") [Parallel title]Subject(s): Остен, Джейн 1775-1817 Гордость и предубеждение | языковая личность | лингвосоционическое моделирование | ментально-психологические признаки | лингвосоционическое портретирование | художественный дискурсGenre/Form: статьи в журналах Online resources: Click here to access online In: Язык и культура № 63. С. 8-28Abstract: Рассматривается моделирование типа языковой личности в рамках нового научного направления – лингвосоционики. Тип языковой личности конфигурируется посредством ее ментально-психологической характеристики и определения базовой функции. С позиции соционики важным становится понимание языковой способности личности с учетом ее биологического и психического начала, которая впоследствии развивается посредством языкового общения. Комплексное изучение языкового проявления личности и ее соционического типа, зависящего от ментально-психологических особенностей, дает возможность в дальнейшем определить способ отбора лексических единиц в речевой деятельности. Актуальность исследования обусловлена повышенным интересом к внутренним, ментально-психологическим механизмам, влияющим на формирование, развитие и функционирование языковой личности, а также к изучению определенных типов языковой личности в рамках соционического направления и необходимостью создания типологии языковой личности с учетом ее ментально-психологических характеристик, особенностей, присущих ей от природы. Представлены результаты разработанного авторами лингвосоционического моделирования типа языковой личности. Новизна статьи заключается в описании языковой личности в лингвосоционической парадигме, методов лингвосоционического моделирования и лингвосоционического портретирования и их адаптации при анализе художественного дискурса. Методы соционики играют важную роль в процессе коммуникации и построении правильной картины мира. С их помощью происходит процесс наблюдения и анализа передачи информации между индивидами, осуществляется поиск причин искажения данной информации, а также взаимного непонимания. Рассмотрены специальные инновационные методы, к которым относятся лингвосоционическое моделирование, позволяющее перевести ментально-психологические характеристики в собственно языковые проявления, и лингвосоционическое портретирование языковой личности. Лингвосоционическое моделирование языковой личности положено в основу разработки ментально-психологической характеристики экстравертной и интровертной языковой личности на основании базовых аспектов: белой и черной логики, белой и черной этики, белой и черной интуиции, белой и черной сенсорики. Эмпирическую базу исследования составляют 125 тыс. лексических единиц, которые используются по анализе главных героев романа J. Austen «Pride and Prejudice» (Джейн Остин «Гордость и предубеждение»). Представлены лингвосоционические модели информационных аспектов, отражающие проявление ментально-психологических особенностей личности в языке; составлены речевые характеристики личности с базовой функцией каждого информационного аспекта; показана зависимость речевого проявления от ментально-психологических характеристик личности. Дана характеристика языковой личности для определения ее соционического типа. На ее основе моделируются прогнозируемые соционические типы двух языковых личностей – этико-интуитивного интроверта и интуитивно-этического экстраверта. Для интровертированного типа личности первостепенна не только психическая активность внутри себя, когда важны его мысли, чувства и восприятие окружающей действительности, но также и акцент на взаимоотношениях между объектами. Для экстровертированного типа личности внимание фокусируется на восприятии пространства, объектов, их внешних свойств, различных манипуляциях, ощущении собственного тела, объективной оценке окружающего мира и др. При моделировании типирования личности исследуемого художественного произведения авторами учитываются определенные особенности, которые включают в себя знание модели поведения всех соционических типов и умение определять их основные функции; учет личностных факторов человека; влияние окружающей среды; поведение человека в конкретной ситуации; выделение базовой информации, служащей стимулом для совершения определенного действия; четкое разграничение речи рассказчика и внутренней речи персонажа, умение находить авторский комментарий; внимание на лексическую, синтаксическую, семантическую и стилистическую составляющие речи типируемого образа, его внутреннюю и внешнюю речь, жесты и др. Представлена универсальная психолингвистическая система принципов и факторов определения соционического типа личности, основанная на речеязыковой характеристике индивида, которая реализуется средствами разных уровней языка. В основании предлагаемой системы лежат параметры, предложенные К. Юнгом, которые в дальнейшем используются в соционических классификациях личности. Используя метод лингвосоционического моделирования, авторами выявлено, каким образом могут репрезентироваться в тексте языковые личности интровертированного и экстравертированного типов.
Tags from this library: No tags from this library for this title. Log in to add tags.
No physical items for this record

Библиогр.: 29 назв.

Рассматривается моделирование типа языковой личности в рамках нового научного направления – лингвосоционики. Тип языковой личности конфигурируется посредством ее ментально-психологической характеристики и определения базовой функции. С позиции соционики важным становится понимание языковой способности личности с учетом ее биологического и психического начала, которая впоследствии развивается посредством языкового общения. Комплексное изучение языкового проявления личности и ее соционического типа, зависящего от ментально-психологических особенностей, дает возможность в дальнейшем определить способ отбора лексических единиц в речевой деятельности. Актуальность исследования обусловлена повышенным интересом к внутренним, ментально-психологическим механизмам, влияющим на формирование, развитие и функционирование языковой личности, а также к изучению определенных типов языковой личности в рамках соционического направления и необходимостью создания типологии языковой личности с учетом ее ментально-психологических характеристик, особенностей, присущих ей от природы. Представлены результаты разработанного авторами лингвосоционического моделирования типа языковой личности. Новизна статьи заключается в описании языковой личности в лингвосоционической парадигме, методов лингвосоционического моделирования и лингвосоционического портретирования и их адаптации при анализе художественного дискурса. Методы соционики играют важную роль в процессе коммуникации и построении правильной картины мира. С их помощью происходит процесс наблюдения и анализа передачи информации между индивидами, осуществляется поиск причин искажения данной информации, а также взаимного непонимания. Рассмотрены специальные инновационные методы, к которым относятся лингвосоционическое моделирование, позволяющее перевести ментально-психологические характеристики в собственно языковые проявления, и лингвосоционическое портретирование языковой личности. Лингвосоционическое моделирование языковой личности положено в основу разработки ментально-психологической характеристики экстравертной и интровертной языковой личности на основании базовых аспектов: белой и черной логики, белой и черной этики, белой и черной интуиции, белой и черной сенсорики. Эмпирическую базу исследования составляют 125 тыс. лексических единиц, которые используются по анализе главных героев романа J. Austen «Pride and Prejudice» (Джейн Остин «Гордость и предубеждение»). Представлены лингвосоционические модели информационных аспектов, отражающие проявление ментально-психологических особенностей личности в языке; составлены речевые характеристики личности с базовой функцией каждого информационного аспекта; показана зависимость речевого проявления от ментально-психологических характеристик личности. Дана характеристика языковой личности для определения ее соционического типа. На ее основе моделируются прогнозируемые соционические типы двух языковых личностей – этико-интуитивного интроверта и интуитивно-этического экстраверта. Для интровертированного типа личности первостепенна не только психическая активность внутри себя, когда важны его мысли, чувства и восприятие окружающей действительности, но также и акцент на взаимоотношениях между объектами. Для экстровертированного типа личности внимание фокусируется на восприятии пространства, объектов, их внешних свойств, различных манипуляциях, ощущении собственного тела, объективной оценке окружающего мира и др. При моделировании типирования личности исследуемого художественного произведения авторами учитываются определенные особенности, которые включают в себя знание модели поведения всех соционических типов и умение определять их основные функции; учет личностных факторов человека; влияние окружающей среды; поведение человека в конкретной ситуации; выделение базовой информации, служащей стимулом для совершения определенного действия; четкое разграничение речи рассказчика и внутренней речи персонажа, умение находить авторский комментарий; внимание на лексическую, синтаксическую, семантическую и стилистическую составляющие речи типируемого образа, его внутреннюю и внешнюю речь, жесты и др. Представлена универсальная психолингвистическая система принципов и факторов определения соционического типа личности, основанная на речеязыковой характеристике индивида, которая реализуется средствами разных уровней языка. В основании предлагаемой системы лежат параметры, предложенные К. Юнгом, которые в дальнейшем используются в соционических классификациях личности. Используя метод лингвосоционического моделирования, авторами выявлено, каким образом могут репрезентироваться в тексте языковые личности интровертированного и экстравертированного типов.

There are no comments on this title.

to post a comment.
Share